1. Акцент на системе управления профессиональными рисками

В чем состоит необходимость изменений?

Сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определено в качестве одной из ключевых задач демографической политики России на период до 2025 года (раздел 3 Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351). Решать эту задачу намечено за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.

Что нового в профстандарте?

В разделе I «Общие сведения» внесено уточнение в формулировку основной цели вида профессиональной деятельности специалиста в области охраны труда относительно процедуры, характеризующей управление профессиональными рисками, а именно: «Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, управление профессиональными рисками».

Претерпели изменения некоторые трудовые функции, например:


2. Набор трудовых функций специалиста по охране труда

В чем состоит необходимость изменений?

Актуализация трудовых функций специалиста по охране труда обусловлена необходимостью их уточнения с учетом качественно новых подходов к организации всей системы охраны труда на предприятиях, в том числе к деятельности по предотвращению любых несчастных случаев на производстве с использованием принципов концепции «нулевого травматизма».

 

Что нового в профстандарте?

Внесены изменения в состав и наименования обобщенных трудовых функций за счет перераспределения входящих в них трудовых функций. Обобщенные трудовые функции «Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда» и «Мониторинг функционирования системы управления охраной труда» объединены в общую трудовую функцию «Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации».

В перечень обобщенных трудовых функций включены две принципиально новые позиции:

Обобщенная трудовая функция

Уровень квалификации

Трудовые функции

Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда

7

 

 

Анализ мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение профессиональных рисков, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Консультирование работодателей и работников по вопросам обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах и оценки профессиональных рисков

Оценка эффективности процедур подготовки работников по охране труда

Стратегическое управление профессиональными рисками в организации

8

 

 

 

Методическое обеспечение стратегического управления профессиональными рисками в организации

Координация работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации

Контроль работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации

Контроль и мониторинг результативности внедрения системы управления профессиональными рисками в организации

 

3. Повышение уровня подготовки и компетентности специалистов в области охраны труда

В чем состоит необходимость изменений?

По данным мониторингового исследования, проведенного ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России среди работодателей, большая часть специалистов по охране труда по оценке руководителей организаций имеют хорошую подготовку, на «отлично» подготовлены значительно меньше работников:

Достаточно низкая оценка уровня подготовки специалистов, по мнению работодателей, обусловлена:

  • слабой практической подготовкой в ВУЗе, оторванностью полученных теоретических знаний от реальности производственной деятельности, ее специфики;
  • отсутствием необходимых знаний по экономическим и юридическим вопросам, содействующим  исполнению обязательств в трудовых отношениях работодателя и работника организации. 

Что нового в профстандарте?

В разделах «Требования к образованию и обучению», «Требования к опыту практической работы» и «Особые условия допуска к работе» произошли следующие изменения:

1) конкретизированы уровни образования и особые условия допуска к работе:

Наименование обобщенной трудовой функции

Требования к образованию и обучению

Особые условия допуска к работе

Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации

Высшее образование - бакалавриат

или

Высшее образование (непрофильное) - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области охраны труда

или

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда

Обучение и проверка знаний требований охраны труда не реже одного раза в 3 года

Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда и оценки профессиональных рисков

Высшее образование - магистратура, специалитет

или

Высшее образование (непрофильное) - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области охраны труда

Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда

Высшее образование - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в сфере оценки профессиональных рисков не реже чем один раз в три года

или

Высшее образование (непрофильное) - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области охраны труда, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в сфере оценки профессиональных рисков не реже чем один раз в три года

Стратегическое управление профессиональными рисками в организации

Высшее образование - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по оценке профессиональных рисков не реже чем один раз в три года

или

Высшее образование (не профильное) - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области охраны труда, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по оценке профессиональных рисков не реже чем один раз в три года

2) определены требования к опыту практической работы в зависимости от уровня образования и наименования должности специалиста:

Наименование обобщенной трудовой функции

Требования к опыту практической работы

Было

Стало

Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации

Без предъявления требований к опыту практической работы, а при наличии среднего профессионального образования стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет

 

 

 

               

Не менее трех лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования для специалиста по охране труда.

 

Для занятия должности главный (ведущий) специалист по охране труда – не менее трех лет в области охраны труда при наличии высшего образования или не менее четырех лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования

Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда и оценки профессиональных рисков

Не менее пяти лет в области охраны труда

Не менее пяти лет в области охраны труда

Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда

-

Не менее пяти лет в области охраны труда

Стратегическое управление профессиональными рисками в организации

-

Не менее пяти лет в области охраны труда, в том числе не менее двух лет руководителем проектов и (или) руководителем подразделения в области условий и охраны труда, внутреннего контроля или внутреннего аудита

4. Уточнение наименований должностей специалистов

В чем состоит необходимость изменений?

Действующий профессиональный стандарт предусматривает только два варианта наименования должностей сотрудников службы охраны труда:

  • специалист по охране труда;
  • руководитель службы охраны труда.

Принимая во внимание разноплановую деятельность специалистов по охране труда, их обязанности и функциональные задачи, возникает необходимость расширения перечня возможных наименований должностей в зависимости от обобщенной трудовой функции.

Что нового в профстандарте?

Новый профстандарт предусматривает следующие варианты наименования должностей руководителей и специалистов в области охраны труда:

Обобщенная трудовая функция

Возможные наименования должностей руководителей и специалистов в области охраны труда

Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации

Младший специалист по охране труда

Специалист по охране труда

Главный (ведущий) специалист по охране труда

Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда и оценки профессиональных рисков

Руководитель службы охраны труда

Начальник отдела охраны труда

Начальник управления охраной труда

Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда

Эксперт по условиям и охране труда

Консультант по условиям и охране труда и управлению профессиональными рисками

Инструктор по условиям и охране труда

Стратегическое управление профессиональными рисками в организации

Заместитель руководителя организации по управлению профессиональными рисками

Руководитель направления (подразделения) по управлению профессиональными рисками в организации

 

Рассматривая предлагаемые новым профессиональным стандартом наименования должностей работников в области охраны труда, необходимо обратить особое внимание на обобщенную трудовую функцию «Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда». Усматривается определенное несоответствие между содержанием данной трудовой функции, которая по существу выходит за рамки операционных задач специалиста по охране труда и предполагает углубленную аналитическую работу в части совершенствования всей системы управления охраной труда, и наименованиями должностей работников, которые данную трудовую функцию реализуют. 

 

5. Внедрение автоматизации и цифровых технологий в деятельность специалистов в области охраны труда

В чем состоит необходимость изменений?

Подготовка проектов нормативных правовых актов о разработке и актуализации профессиональных стандартов с учетом современных цифровых технологий является одной из задач федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 № 7).

Что нового в профстандарте?

Требования национального проекта «Цифровая экономика» в части внедрения автоматизации и цифровых технологий в деятельность специалистов в области охраны труда находят отражение в описании ряда квалификаций посредством введения новых знаний и умений, необходимых для выполнения работником трудовых действий по обеспечению электронной системы внутреннего и внешнего документооборота.

В профстандарте определены многочисленные требования к квалификации специалиста по охране труда, связанные с внедрением автоматизации, например, при использовании:

  • систем электронного документооборота;
  • цифровых платформ, справочных правовых систем, баз данных в области охраны труда;
  • прикладных компьютерных программ для формирования проектов локальных нормативных актов, оформления отчетов, создания баз данных и электронных таблиц.

Необходимо отметить отдельные знания и умения, необходимые специалисту по охране труда и связанные с внедрением цифровизации:

  • использование электронных цифровых подписей;
  • сбор, обработка и интеграция в цифровые платформы информации, характеризующей состояние условий и охраны труда у работодателя;
  • работа с базами данных;
  • разработка и анализ цифровых показателей системы управления профессиональными рисками;
  • управление статистическими данными по различным аспектам деятельности в рамках системы управления охраной труда.

В завершение рассмотрим новый профессиональный стандарт через призму соотношения с элементами, процессами и процедурами СУОТ:

Группа элементов (процессов) СУОТ

Наименование элемента (процесса) СУОТ

Взаимосвязь трудовых функций с элементами (процессами) СУОТ

Основные элементы СУОТ

Разработка политики работодателя в области охраны труда

-

Определение целей работодателя в области охраны труда

+

Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя

+

Управление документами СУОТ

+

Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, о предоставляемых гарантиях и компенсациях, применяемых средствах индивидуальной защиты

+

Базовые процессы

Проведение специальной оценки условий труда

+

Проведение оценки профессиональными рисками

+

Обеспечительные процессы (допуск работника к самостоятельной работе)

Наблюдение за состоянием здоровья работников

+[1]

Подготовка работников по охране труда

+

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

+

Обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами

-

Обеспечительные процессы (обеспечение безопасной производственной среды)

Обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений

-

Обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования

-

Обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов

-

Обеспечение безопасности работников при применении инструментов и приспособлений

-

Обеспечение безопасности работников при использовании сырья и материалов

-

Обеспечение безопасности работников при нахождении на территории

-

Обеспечительные процессы (сопутствующие)

Обеспечение санитарно-бытового обслуживания

+

Обеспечение работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами

-

Обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием

-

Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников

+

Обеспечение безопасного выполнения подрядных работ

+[2]

Обеспечение снабжения безопасной продукцией

-

Обеспечение обязательного социального страхования работников

-

Взаимодействие с надзорными органами

+

Реагирующие процессы

Реагирование на несчастные случаи

+

Реагирование на профессиональные заболевания

+

Реагирование на аварийные ситуации

-

Мониторинг и контроль функционирования СУОТ

+[3]

Анализ и улучшение СУОТ

+[4]



[1] в части трудового действия «Контроль проведения обязательных медицинских осмотров (освидетельствований), обязательных психиатрических освидетельствований работников организации»

[2] в части умения «контролировать подрядные работы по обеспечению безопасных условий труда»

[3] в части операционного контроля и мониторинга системы управления профессиональными рисками

[4] в части системы управления профессиональными рисками


Представляет интерес тот факт, что отдельные элементы (процессы) системы управления охраной труда не нашли своего отражения в трудовых функциях специалиста в области охраны труда. И если в отношении отдельных элементов (процессов) тому может существовать объяснение – например, в части разработки политики в области охраны труда, то с некоторыми элементами (процессами) возникают вопросы. В частности, не вполне понятно, почему реализация процессов, связанных с обеспечением безопасности работников, а также их обеспечением молоком, лечебно-профилактическим питанием, смывающими и обезвреживающими средствами, не охвачена трудовыми функциями специалиста по охране труда.

Таким образом, основываясь на ключевых отличиях вновь принятого профессионального стандарта от действующего в настоящее время Приказа Минтруда России от 04.08.2014 № 524н., можно сделать вывод, что основными целями обновления нормативно-правового регулирования являются:

    - учет новых подходов к организации систем управления охраной труда в организациях с использованием принципов концепции «нулевого травматизма»;

    - повышение уровня подготовки и компетентности специалистов в области охраны труда;

    - внедрение цифровых технологий в деятельность специалистов в области охраны труда.